|
Ньютон сказал, что заглянул дальше всех потому, что встал на плечи своих предшественниковгигантов. За плечами
руководителей МГА СССР и отраслевых органов управления гражданской авиацией постсоветского периода бесценный опыт, который
надо не игнорировать, а использовать. Этот опыт обобщен в специальном выпуске журнала "МАРАП",
выпущенном к 80-летию гражданской авиации России в 2003 году. Во время выступления на
коллегии Минтранса, состоявшейся в канун административной реформы в январе 2004 года, я вручил этот журнал тогдашнему Министру
транспорта С.О.Франку для изучения. К сожалению, судьба распорядилась так, что он не успел это сделать и ... Пользуясь случаем, я хотел бы
вручить данный журнал сегодняшнему Министру для изучения и использования опыта своих предшественников...
И.Е. ЛЕВИТИН: Постараюсь внимательно ознакомиться. Хотел предоставить Вам слово на запланированных совещаниях в Службе и
Агентстве, но и здесь интересно.
Р.Р. СУЛЕЙМАНОВ: Постараюсь быть конкретным и говорить предметно.
ПЕРВОЕ. Сегодня мы рассчитываем на конструктивный разговор. В ходе коллегии в воздухе повис один из главных
вопросов о ЕДИНОМ ОРГАНЕ УПРАВЛЕНИЯ ГА. Никто из
выступающих конкретно не сказал: этот вопрос рассматривается или не рассматривается? Если да, тогда давайте скажем, что коллегия это
поддерживает. В рамках Минтранса или вне его рамок другое дело. С нашей точки зрения, ясность в этот вопрос необходимо внести.
Мы говорим о "человеческом факторе". Но "ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР" это не только пилоты,
ЭТО ещё И УПРАВЛЕНЦЫ. Сегодня управленцы по трем, верней, по четырем органам госуправления разбросаны. Не можем найти
профессионалов! Может быть, хотя бы ради этого чтобы профессионалов собрать стоит сделать единый орган управления?..
ВТОРОЕ. В течение 20 лет директорского движения (нашему Клубу командиров 20, МАРАП 15)
мы ведем ДИАЛОГ С ВЛАСТЬЮ. Хорошо ли плохо ли, слушала власть не слушала, но такой МЕХАНИЗМ СФОРМИРОВАН.
Институт авиационной общественности структурирован.
Мы вынуждены констатировать, что в 2004 году в Нижневартовске, на 31-м Клубе директора
предупреждали, что административная реформа может забуксовать. Директора об этом власти говорили, соответствующие письма писали.
В 2005 году в Екатеринбурге, на 32-м Клубе мы подводили первые итоги административной
реформы. Тоже
направляли письменное мнение директоров в органы власти, вплоть до Президента РФ.
Две недели назад мы провели директорский саммит в Риге. С горечью и обидой за
державу наши директора констатировали, что в маленькой Латвийской Республике госуправление гражданской авиацией
стоит на более качественном уровне, чем в нашей, с её огромным потенциалом России!
Только один пример: аэропорт Рига сегодня 2,4 млн. пассажиров. Амбициозные планы: в 2013 году 10 млн. пассажиров! (Это
уровень Домодедово, если не изменяет память.) Почему, уместно спросить? Во многом благодаря тому, что аэропорт является 100%
Государственным акционерным обществом. Аэропортовые сборы устанавливаются не так, как ему хочется, а как требуют интересы государства.
Существенный момент: 15 лет этим аэропортом управляет один и тот же руководитель, хотя за это время там тоже 8 правительств сменилось!
У организаторов и участников рижского Клуба возник вопрос: "Почему на саммит пришли: Министр сообщений и
Госсекретарь Министерства сообщений Латвии, Временный Поверенный в делах России в Латвии (исполняющий обязанности посла), торговый
советник Посольства РФ, руководители ведущих авиационных структур и учебных заведений транспортной сферы Латвии (попутно отметим их
прекрасно сохранившийся научный и преподавательский состав) и НЕ БЫЛО НИ ОДНОГО (!)
ПРЕДСТАВИТЕЛЯ АВИАЦИОННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ РОССИИ?" И это несмотря на то, что приглашения руководителям соответствующих
госорганов управления направлялись, неоднократные напоминания делались! Мы считаем, что БИЗНЕС ДОЛЖЕН БЫТЬ ВНЕ ПОЛИТИКИ,
поэтому давайте в будущем шансы для изучения лучшего опыта использовать более эффективно.
Возвращаясь к проблеме "человеческого фактора" и принимая во внимание мнение Министра о том, что деятельность рабочих групп неэффективна,
готовы представить конкретные предложения: а) по структуре органов госуправления ГА; б) по кандидатурам на должность
руководителя единого органа госуправления ГА, на альтернативной основе. Благо, такой опыт имеется: С.О. Франк полтора
часа рассматривал с руководством МАРАП семь кандидатур на должность руководителя ГСГА. Другое дело, что решение было принято в пользу
восьмой кандидатуры!..
ТРЕТЬЕ. По образованию. Совершенно очевидно, что образовательный стандарт сегодня не отвечает ни
требованиям безопасности полётов, ни требованиям ИКАО. МАРАП, в качестве представителя работодателей, имеет первый опыт
экспертизы проекта образовательного стандарта Санкт-Петербургского университета гражданской авиации. Именно руководители
авиапредприятий должны определять, кого и по какой программе готовить, каким должен быть выпускник учебного заведения? Чтобы потом
его не переучивать за счет предприятия, как это зачастую практикуется сегодня. Все предпосылки для такого взаимодействия имеются:
Миннауки и образования стало требовать экспертизу проекта стандарта со стороны представителей работодателей, МАРАП готова участвовать в
этом процессе с привлечением экспертов из предприятий.
ЧЕТВЕРТОЕ. Взаимодействие с Росимуществом.
Полностью разделяю высказанное здесь мнение о творящемся БЕСПРЕДЕЛе при назначении руководителей авиационных структур.
Имеются случаи назначения на эти должности лиц с физкультурным и иным непрофильным образованием.
Поэтому ПРАВА по управлению госимуществом ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПОЛНОСТЬЮ ПЕРЕДАНЫ в РОСАВИАЦИЮ.
Александр Алексеевич, будем объективны: мы Вас предупреждали о возможном развитии событий в
аэропорту Волгоград. Мы Вам говорили, что не надо трогать Дмитриева Ю.Я., что за всем этим стоит авиакомпания "Волгаавиаэкспресс",
которая через аэропорт будет "прессовать" и "Сибирь", и "Аэрофлот". Так и вышло...
А.А. ЮРЧИК: Мы по этому вопросу совместно с МАРАП работали.
Р.Р. СУЛЕЙМАНОВ: Да, работали... Только результата никакого! Теперь Вы будете менять нового директора аэропорта,
который до этого руководил предприятием с годовыми отправками около 400 (!) пассажиров и которого, и об этом мы Вас предупреждали, нельзя
было назначать.
И.Е. ЛЕВИТИН: У Вас очень интересные предложения, но прошу соблюдать регламент.
Р.Р. СУЛЕЙМАНОВ:
ПЯТОЕ. Большая просьба к Вам, Игорь Евгеньевич, ПЕРЕЙТИ ОТ ЗАОЧНОГО ОБЩЕНИЯ С МАРАП К ОЧНОМУ.
Со всеми министрами до Вас у нас был личный контакт, и с Ефимовым (видел его в зале), и с Франком, как уже говорилось.
И.Е. ЛЕВИТИН: Как министр транспорта, я ни с одной отраслью столько не работаю, сколько с авиацией. Персонально с каждым
возможности работать нет. В рамках Совета Минтранса по совершенствованию функционирования гражданской авиации готов.
Я Вас лично приглашаю войти в состав этого Совета.
Р.Р. СУЛЕЙМАНОВ: Спасибо! Тогда последнее. Все мы, собравшиеся сегодня на заседание коллегии представители
государственных, коммерческих, некоммерческих и общественных организаций, должны сделать всё от нас зависящее, чтобы не было
обидно за нашу авиационную державу!
|
<< Вернуться на страницу "События"
|
|