|
-
Определить стратегию размещения сети аэропортов на территории страны, которая бы
способствовала созданию сбалансированной транспортной инфраструктуры, развитию региональной экономики и отвечала национальным
интересам.
Комментарии и аргументы: Утвержденной приказом Минтранса России N 94 от 31.07.2006 г. "Стратегией развития транспорта Российской
Федерации на период до 2010 года" (см. п. 3 раздела IV) предусмотрено следующее: "Формирование опорной сети аэропортов федерального
значения (крупных пересадочных узлов и региональных аэропортов). Принципиальным является развитие системы узловых аэропортов:
Центральный федеральный округ (Московский авиаузел), Приволжский федеральный округ (Курумоч), Южный федеральный округ (Пашковский),
Сибирский федеральный округ (Емельяново, Толмачево, Иркутск), Уральский федеральный округ (Кольцово), Северо-Западный федеральный округ
(Пулково), Дальневосточный федеральный округ (Хабаровск, Якутск), а также 16 региональных аэропортов, из них 14 федерального значения
(Калининград, Минеральные Воды, Ростов-на-Дону, Томск, Иркутск, Улан-Удэ, Архангельск, Мурманск, Владикавказ, Астрахань, Геленджик, Ульяновск,
Пермь, Хатанга) и 2 аэропорта местного значения (Курган, Нерюнгри)".
Судьба же остальных, даже крупных аэропортов, не определена. Например, Владивосток, Южно-Сахалинск, Магадан, Анадырь, Норильск, Омск,
Челябинск и т.д., не считая малых. Представляется необходимым определить перспективы развития всех аэропортов, включая малые. Поэтому
"Стратегию развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года" необходимо дополнить.
-
Определить для ведущих авиаперевозчиков альтернативные маршрутные сети с целью
выравнивания доходности и конкурентных позиций авиапредприятий.
Комментарии и аргументы: Авиаперевозчикам выдавать разрешения на экономически выгодные маршруты с условием выполнения
рейсов на менее выгодных (но социально-значимых) маршрутах. Продолжающаяся концентрация авиаперевозок в Москве, на которую сейчас
приходится порядка 80% всех авиалиний, косвенно свидетельствует о том, что число межрегиональных маршрутов не только не растет, но и
наоборот, сокращается.
-
Ускорить принятие Закона об аэропортах.
Комментарии и аргументы: Правовое положение аэропортов и их статус не закреплены Законом, правовое поле деятельности
отсутствует, что негативно сказывается на их функционировании.
-
Процесс разделения аэропортов и авиакомпаний проводить с учетом местных
особенностей регионов и исходя из экономической целесообразности, с учетом мнения региональных властей.
Комментарии и аргументы: Практика показала необходимость этого мероприятия для крупных, стратегических аэропортов страны.
Однако, внутри регионов, где существуют небольшие авиапредприятия, объединяющие аэропорт и авиакомпанию и которые обслуживают местные
перевозки, модель "аэропорт авиакомпания" = единый авиабизнес, с точки зрения экономики, более эффективна и жизнеспособна.
-
Покупку авиакомпаниями (аэропортами) и /или аффилированными с ними структурами
блокирующих (контрольных пакетов) акций аэропортов (авиакомпаний) проводить по согласованию с антимонопольным комитетом и региональными
властями.
Комментарии и аргументы: В последнее время наметилась тенденция усиления влияния авиакомпаний на аэропорты путем создания
"управляющих компаний", имеют место попытки приобретения блокирующего и даже контрольного пакета акций аэропортов при нейтральной
позиции антимонополньного ведомства. Аэропорт это независимый хозяйствующий субъект. Его главная обязанность обеспечить
право равного доступа и равные условия деятельности авиаперевозчикам. Разделение ОАО в ГА преследовало именно эту цель.
-
Передать права собственника государственного авиационного имущества аэропортов
Росавиации.
Комментарии и аргументы: реальные права собственника авиационного государственного имущества должны быть у Росавиации.
Это позволило бы более динамично решать проблемы собственности. В настоящее время этот процесс тормозится дублированием функций
собственника Росавиацией и Росимуществом и отсутствием между ними взаимопонимания.
-
В рамках государственно-частного партнерства активнее передавать частным
предпринимателям на правах концессии и аренды неэффективно использующиеся основные производственные фонды аэропортов.
Комментарии и аргументы: При необходимости можно и нужно на основе дополнительной проработки внести дополнения и изменения
в Главу 54 ГК РФ "Коммерческая концессия".
-
Привлечь к управлению региональными и местными аэропортами органы власти
субъектов РФ, передав им в собственность аэропорты без права их перепрофилирования.
Комментарии и аргументы: Исходя из ограниченности финансовых ресурсов федерального бюджета целесообразно привлечь ресурсы
местных бюджетов и бюджетов субъектов РФ, так как местной власти проблемы аэропортов ближе.
-
Увеличить размеры субсидирования социально-значимых аэропортов (аэропорты,
расположенные в районах Крайнего Севера и аэропорты местных воздушных линий). Разработать механизм субсидирования, предусматривающий
прозрачность принятия решений по распределению бюджетных средств и контроль за их использованием с привлечением общественных
организаций.
Комментарии и аргументы: Без финансовой помощи социально-значимые аэропорты, расположенные в районах Крайнего Севера, и
аэропорты местных воздушных линий не смогут полноценно функционировать. Поэтому необходим механизм их субсидирования.
-
Передать земли аэропортам в безвозмездное срочное пользование.
Комментарии и аргументы: В соответствии со ст. 388 НК РФ не признаются налогоплательщиками организации в отношении земельных
участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
-
Предусмотреть на федеральном уровне включение инвестиционной составляющей
в аэропортовые сборы.
Комментарии и аргументы: Это позволит обеспечить окупаемость инвестиционных проектов и, как следствие, их привлекательность
для крупного частного бизнеса.
-
Расформировать Администрацию гражданских аэропортов (АГА) и передать ее функции
в ФАВТ.
Комментарии и аргументы: В условиях существования Администрации гражданских аэропортов ФАВТ и АГА дублируют функции
по управлению государственной собственностью. Существование АГА лишает самостоятельности, ограничивает возможности аэропортов.
-
Отказаться от идеи передачи аэропорту Шереметьево функций головного по отношению
к другим аэропортам московского авиаузла; Пулково по отношению к другим аэропортам Северо-Запада и т.д.
Комментарии и аргументы: Создание головных аэропортов неизбежно приведет к монополии и недобросовестной конкуренции.
|
1 Заседание запланировано на 14 декабря 2006 года и посвящено вопросу "О ходе реализации Концепции управления федеральным
имуществом гражданских аэропортов (аэродромов)".
<< Вернуться на страницу "События"
|
|