|
БЫЛО ВАШЕ СТАНЕТ НАШЕ
Дмитрий Люстрицкий, журналист [ Колонка обозревателя ]
|
Вокруг многострадального иркутского аэропорта не первый год происходят странные события. Вот и вчера очередной лайнер чуть не вписал
новую страницу в мартиролог иркутских катастроф. Но сейчас мы поведём речь не о печальной авиационной статистике, а об интригах, которые
крутятся вокруг иркутского аэропорта уже не первый год.
Все эти годы предприятием (а иркутский аэропорт это федеральное государственное
унитарное предприятие, то есть такое предприятие, которое находится в наиболее неудобной форме хозяйствования с точки зрения современной
экономики) управлял Алексей Куликов. Почему неудобной? Потому, что имущество
унитарного предприятия является неделимым, а сама организация даже не является собственником своего имущества. С одной стороны, такая
форма подразумевает контроль государства над своим имуществом, с другой делает ФГУП абсолютно непривлекательным для инвесторов.
Кто будет вкладывать деньги в предприятие, если их нельзя обеспечить имуществом?
Само же государство в иркутский аэропорт деньги вкладывать не спешило. Ещё с советских времён полагало Иркутск субузловым аэропортом,
главное предназначение которого доставлять пассажиропотоки к крупным аэропортам Новосибирска, Хабаровска и, разумеется, Москвы.
К тому же всё время дебатировался вопрос о переносе аэропорта за пределы городской черты так очередное "промежуточное" решение
под лозунгом "зачем реконструировать, если будем переносить?" двадцать лет назад лишило иркутский аэропорт всяких перспектив на
строительство новой полосы и получение нового навигационного оборудования.
Иркутяне, в свою очередь, не хотели оставаться заштатным аэропортом и искали пути обхода ограничений, которые ставит перед иркутским
аэропортом статус ФГУП. Одним из таких решений стал проект создания транспортно-логистического центра, что позволило бы зарабатывать
деньги на транзите грузов. Другим ключиком к повышению статуса стало расширение объёма международных перевозок за счёт сотрудничества
с туристическими компаниями. Я подозреваю, что Алексей Куликов занимался этой деятельностью не с целью абстрактной благотворительности,
но нельзя не признать, что он преуспел. Сегодня отремонтировано здание аэровокзала, "пробито" финансирование на реконструкцию
полосы, разрешён прямой рейс в Мюнхен, растут прибыли... Аэропорт развивается, несмотря на мрачную славу города, в котором природа не
благоволит к аппаратам тяжелее воздуха.
Кстати, при расследовании всех печальных происшествий к собственно аэропорту претензий неизменно не было, а значит, их не было и к его
руководству. И вдруг Федеральное агентство воздушного транспорта проводит конкурс на должность гендиректора ФГУП "Аэропорт
Иркутск", в котором Алексей Куликов не только не участвует, но даже не уведомлен о его проведении! А побеждает на нём Константин Былинин,
исполняющий обязанности гендиректора авиакомпании "Самара", входящей в
альянса AiRUnion...
Не имея ничего против лично господина Былинина, могу лишь отметить, что авиакомпания "Самара" тесно связана с красноярскими авиамагнатами
Абрамовичами, а отзывы о деятельности Air Union в Самаре поступают весьма и весьма противоречивые. Всё происходящее напоминает сценарий
банального недружественного поглощения, за которым отчётливо просматривается желание прибрать к рукам прибыльный государственный актив.
Неожиданное решение ФАВТ застало врасплох даже губернатора Александра Тишанина,
который был вынужден обратиться с недоуменным письмом к министру транспорта Игорю
Левитину. Ответа он так и не получил. Чем же вызвано решительное наступление красноярских бизнесменов? Рискну предположить, что
дальнейшим шагом будет внесение иркутского аэропорта в список объектов, подлежащих приватизации, по известной схеме, когда
государству остаётся навигация и полосы, а частникам Air Union? уйдёт отремонтированный аэровокзал и инфраструктура. Кроме
того, не нужно забывать и то, что на первом этапе строительства нового аэропорта распорядителем средств также будет выступать ФГУП
"Аэропорт Иркутск", что сулит хорошие дивиденды при "правильном" подходе. Естественно, интересы рядовых иркутян при этом будут учитываться
в последнюю очередь...
|
<< Назад
<< Вернуться на страницу "События"
|
|