|
|
Уважаемые участники конференции, нас объединяет общая цель рассмотреть механизмы определения цены на авиатопливо как существенного фактора, влияющего на
эффективность авиационного бизнеса в условиях кризиса.
Прежде всего, предлагаю выяснить состав участников конференции по цепочке: производитель поставщик ТЗК потребитель. Прошу, уважае-мые коллеги,
обозначиться, кто из вас кого пред-ставляет? Полагаю, что это будет интересно всем присутствующим. Итак, в зале присутствуют пред-ставители всех участников этого процесса.
Кроме того, как следует из списка оргкомитета, в работе конференции участвуют представители органов государственного регулирования, науки, СМИ и другие заинтересованные лица.
Выяснив фактический состав участников, перейдем к анализу ситуации. Прежде всего, нам надо понять цель настоящей конференции: мы хотим обменяться мнениями или выработать
конкретную позицию по заявленной теме?
По мнению структур, интересы которых я сегодня представляю, цена авиатоплива является решающим фактором жизнедеятельности не только авиакомпаний, но и аэропортов, а также
других хозяйствующих субъектов ГА.
Позволю напомнить основные факторы, влияющие на выживание авиационного бизнеса в условиях кризиса
(слайд 1).
Нет смысла спорить о том, что среди перечисленных факторов есть те, на которые может влиять авиационный бизнес, и те, на которые влиять невозможно.
Итак, остановимся коротко на каждом из этих факторов:
1. Платежеспособный спрос. В условиях кризиса он в какой-то мере зависит от цены на перевозки и влияет на нее, но в большей мере от состояния экономики страны и,
как следствие, платежеспособности ее граждан.
2. Эффективные ВС. Как известно, эффективность авиабизнеса в определяющей степени задается топливной эффективностью используемых самолетов.
3. Эффективный менеджмент и персонал. Не требует особых комментариев. Многие специалисты увязывают ситуацию в так называемом альянсе "Эйр-Юнион" с
неэффективным менеджментом. Роль эффективного авиационного персонала также трудно переоценить.
4. Конкурентная среда. О том, что она сегодня вроде бы есть, но крайне не развита не говорит только ленивый.
5. Развитая инфраструктура. Ранее советник руководителя Росавиации П. Михеичев обозначил направления развития логистики, предусмотренные государственными
программами, федеральным и местными бюджетами.
6. Реальная государственная поддержка. Этот фактор каждый участник авиационного бизнеса и представитель власти понимает и трактует по-своему. Мы с вами знаем о
постоянных попытках власти использовать "ручное" управление для адаптации участников авиабизнеса к кризису. Эти меры практикуются во всем мире. Здесь мы не оригинальны.
Мы оригинальны в том, что из-за специфики российского рынка пока недостаточно интегрированы в глобальную экономику. По мнению многих аналитиков, данное обстоятельство,
опять же пока, позволяет смягчить возможные последствия глобального кризиса. Возможно, это некая иллюзия. Возможно, в нашем распоряжении есть определенный лаг, который
позволяет бизнесу и власти сориентироваться и совместно найти оптимальные решения. Хотя многие специалисты предупреждают о том, что главные испытания у авиабизнеса еще
впереди.
7. Кредитование на приемлемых условиях. Трудности кредитования не позволяют, в первую очередь, авиакомпаниям чувствовать себя на рынке так же уверенно, как ранее,
до кризиса. Многие из них сегодня "тормознулись" из-за отсутствия кредитных ресурсов, вызванного и очевидным снижением "репутационной составляющей" авиабизнеса. В этой
связи я позволю себе попросить присутствующих в зале представителей СМИ задуматься над тем, какой непоправимый ущерб наносит публикация необъективной информации о
ситуации в гражданской авиации! В прессе все больше говорится о плохом и, все меньше о хорошем. Таким образом, формируется не позитивный, а, вольно или невольно,
негативный имидж отечественной ГА. Это, наряду с экономическими причинами, привело к снижению доверия кредитных учреждений к авиационному бизнесу.
8. Льготное налогообложение. Антикризисные меры правительства по снижению налога на прибыль можно только приветствовать, но... в случае наличия последней. Если
государство действительно хочет реально способствовать сохранению объемов авиаперевозок, то нужны значительно большие преференции по налогам и не только авиаперевозчикам,
но и другим участникам авиабизнеса. Для этого, кроме понимания и доброй воли власти, нужны консолидированные лоббистские усилия и представителей авиационного бизнеса,
и представителей авиационной общественности. Сегодня и того, и другого явно не хватает.
<< Вернуться на страницу "События"
|
|