|
Значительное место в обсуждении заняла проблема отмены НДС на внутрироссийских авиалиниях. Вокруг
этого развернулась острая дискуссия. По мнению многих участников круглого стола, эта мера, будь она применена в отношении перевозок на МВЛ,
позволит сделать их рентабельными. Эту точку зрения разделяют, в частности, Фрид-лянд А.А. (директор научного центра
ФГУП "ГосНИИ ГА", д.э.н., профессор), Корякин А.В., Простит И.А., Чуднов-ский
Е.А. и другие.
Оппонентами выступили Новак А.В. и Левитин И.Е. Свое сомнение в целесообразности такой меры
они аргументировали тем, что "обнуление" НДС имеет смысл только для крупных авиакомпаний на магистральных перевозках. Но при этом бюджет
потеряет около 32 млрд. рублей в год, что весьма существенно. В то же время региональным авиаперевозкам эта мера никакой ощутимой выгоды
не принесет и к снижению цены на авиабилеты не приведет. Вместе с тем, по мнению представителей власти, предоставление подобной
нало-говой льготы авиаперевозчикам лишает их экономической заинтересованности в модернизации парка воздушных судов и повышении качества
обслуживания пассажиров. Поэтому они считают, что не следует разрушать налоговую сис-тему страны, продолжать взимать НДС, а из собираемых
средств осуществлять адресное субсидирование региональной авиации.
В ходе дискуссии была также рассмотрена проблема ставок аренд-ной платы за земли, находящиеся в
федеральной собственности, занимаемые аэропортами и аэродромами. Нерадько А.В. проинформировал о том, что во исполнение адресного
поручения Председателя Правительства и Правительственной комиссии по транспорту и связи (о снижении ставок налога на землю, занимаемую
аэродромами, аэропортами и объектами управления воздушным движением) Минэкономразвития
России выпустил приказ от 26 октября 2011 г. N 597, устанавливающий новые тарифы. При этом он обратил внимание присутствующих на то, что
"...несмотря на неоднократные просьбы Росавиации, объекты УВД вообще выпали, а ставки налога на землю, занимаемую аэропортами и аэродромами
не снижены, а увеличены. Вот такая реализация поручения прошла". В свою очередь, Сулейманов Р.Р. подчеркнул, что в этом приказе,
находящемся в настоящее время на регистрации в Минюсте России, "не учтена специфика
производственной структуры предприятий гражданской авиации, зафиксированная в Воздушном кодексе РФ. В нем не учтены Центры технического
обслуживания, объекты ГСМ и некоторые другие. А сам приказ и приложение к нему не стыкуются. Предложенное Минэкономразвития России решение
оставляет гражданскую авиацию в дискриминируемом положении относительно конкурирующих видов транспорта и будет негативно влиять на
состояние наземной инфраструктуры гражданской авиации". В связи с этим Сулейманов Р.Р. обратился к Левитину И.Е. с просьбой о содействии в
решении вопроса о приостановке регистрации Минюстом данного приказа и возвращении его на доработку в Минэкономразвития.
Горлов В.В. подчеркнул, что поднимаемые вопросы "...исключительно важные, но носят все-таки фрагментарный характер. И решая во фрагментах,
мы, наверное, много лет не решим проблему региональных или местных перевозок". В связи с этим он предложил: "...надо начать сейчас дело с того, что
сформировать закон о транспортной доступности. Есть населенный пункт там либо должна быть железная дорога, либо шоссе. А если нет, то
должен быть аэродром. И это должно быть прерогативной обязанностью субъектов Федерации. Здесь речь идет, по существу, о развитии
конституционного права нашего населения на перемещение, его жизнеобеспечении. Подготовить соответствующие меры в рамках Федеральной целевой
программы или подпрограммы. Концепцию создать". Им было высказано также предложение внести ясность в понятийный аппарат и уточнить содержание
понятий "региональная авиация", "региональные авиаперевозки", "малая авиация".
Фридлянд А.А. затронул проблемы совершенствования экономического механизма функционирования региональной авиации. В этой связи он
поставил вопрос о том, что необходимо законодательно закрепить статус регионов, перевозки в которых (внутрирегиональные и в соседние регионы)
носят социальный характер (социально значимые воздушные перевозки в северных, удаленных и труднодоступных районах РФ); нормативно определить
экономический механизм субсидирования приобретения региональных самолетов; экономический механизм формирования трансферной поддержки
социальных перевозок (количественные пропорции субъекта и РФ); увязать ценообразование услуг аэропортов и субсидирование федеральных
казенных предприятий в целях снижения финансовой нагрузки на региональных перевозчиков; скорректировать недостаточно эффективный
экономический механизм поддержки "северных" аэропортов России, придав ему более четкий целевой характер (снижение финансовой нагрузки на
региональных перевозчиков) и т.д.
Смуров М.Ю. (ректор
Санкт-Петербургского государственного университета ГА, д.т.н., про-фессор) остановился
на проблеме совершен-ствования системы подготовки авиационного персонала. Он отметил, что в решении этой задачи особую роль призваны
сыграть вер-тикально-интегрированные образовательные комплексы МГТУ ГА, СПбГУ ГА
и Ульяновское ВАУ ГА, создание системы непрерывной подготовки пилотов на базе концепции
"ДЭК" (Доступность. Экономичность. Качест-во), формирование Единого тренажерного центра по современным типам воздушных судов с учетом
потребностей региональных воздушных перевозок. Важнейшими предпо-сылками успешной реализации такого подхода, по мнению Смурова М.Ю. и
участников конференции, является увеличение бюджетного финансирования учебных заведений ГА и государственных центров подготовки
авиационного персонала (в первую очередь, для приобретения современных самолетов, вертолетов и комплексных тренажеров, повышения зарплаты
преподавательского и инструкторского состава) и экономическое стимулирование государством молодых специалистов выпускников учебных
заведений ГА.
Домрачев В.Г. (зам. директора Новосибирского учебного
авиационного центра им. А.И. Покрышкина) отметил, что многие курсанты и выпускники средних специальных учебных заведений ГА после обязательной
службы в рядах Вооруженных Сил России теряют навыки, приобретенные в училищах, и отказываются от продолжения летной карьеры.
В рамках обсуждения данной проблемы два предложения были внесены Бойчуком М.Ю. (президент
ПЛС России). Первое возобновить военную подготовку в учебных заведениях ГА,
осуществляющих обучение летного состава; предоставить курсантам и выпускникам указанных учебных заведений право взамен военной службы по
призыву проходить альтернативную гражданскую службу на предприятиях и в организациях ГА или проходить обязательную военную службу в частях
ВВС РФ. Аналогичное предложение прозвучало в выступлениях еще нескольких участников. Второе в связи с выводом из эксплуатации Ту-134,
Ан-24, Ан-26, Як-40 и др., а также для снижения напряженности на рынке труда выделить финансовые средства на переподготовку бортинженеров и
бортмехаников на пилотов по программе, начатой в 2010 году.
Гончарук П.А. (командир летного отряда самолетов Б-747 ОАО
"Авиакомпания "Трансаэро") в своем выступлении остановился на вопросах содержания государственных образовательных стандартов высшего
и среднего профессионального образования по подготовке летного состава ГА, а также сроков и поэтапности обучения пилотов. По его мнению,
существующие стандарты не в полной мере отвечают современным требованиям, предъявляемым к подготовке летных кадров на мировом авиационном
рынке, а сроки слишком затянуты. При этом, как сказал П.А. Гончарук, практическая летная подготовка весьма незначительна, что вынуждает
авиакомпании заниматься доучиванием и переучиванием пилотов.
Нерадько А.В. согласился с замечанием Гончарука П.А. в части необходимости совершенствования образовательных
стандартов и летной подготовки курсантов и выпускников учебных заведений ГА. Вместе с тем он принципиально возразил против сокращения сроков
подготовки до 11 месяцев, подчеркнув, что "мы живем в мирное время, и нам незачем выпускать "скороспелых" пилотов, как это было в годы войны,
чтобы потом за их плохую профессиональную подготовку расплачиваться жизнями людей". А.В. Нерадько призвал участников круглого стола и всех
руководителей предприятий и организаций ГА содействовать государству в финансировании образовательных учреждений отрасли путем заключения
с ними договоров на целевую подготовку летного состава и наземного персонала, а руководство субъектов Федерации к объединению своих
финансовых и организационных ресурсов с ресурсами ближайших соседей по региону для преодоления совместными усилиями дефицита летных кадров
и наземного авиационного персонала.
Итогом обсуждения тематики круглого стола явилось Решение, в которое вошла подавляющая часть высказанных
предложений, а также соответствующие предложения участников Клубов командиров авиапроизводства, состоявшихся в Якутске (2010) и
Ростове-на-Дону (2011). Наиболее важные из них были вынесены на рассмотрение Председателя Правительства РФ Путина В.В.
на пленарном заседании конференции, а также в
блок мероприятий по воздушному транспорту раздела "Транспортные
артерии России" Народной программы ОНФ.
С сообщением об итогах работы круглого стола по авиационной тематике (как и на встрече с Путиным В.В. 8 июня 2011
года) выступил вице-президент МАРАП, председатель Совета СРО АБ Сулейманов Р.Р.
Выступление прошло в форме конструктивного диалога, по
высказанным предложениям премьер-министр дал конкретные поручения Левитину И.Е.
Отвечая на вопросы, поступившие из зала, Путин В.В. поддержал
предложение Бойчука М.Ю. о целесообразности направления пилотов на действительную службу в ВВС после окончания учебных заведений ГА, а
также переподготовки на пилотов бортинженеров и бортмехаников, высвобождающихся в связи с выводом из эксплуатации Ту-134, Ан-24, Ан-26, Як-40 и др.
Состоялось также вручение памятных юбилейных знаков "20 лет Международной ассоциации руководителей
авиапредприятий" Министру транспорта РФ Левитину И.Е. и Руководителю Росавиации Нерадько А.В.; нагрудного знака и удостоверения члена
МАРАП генеральному директору ОАО "Аэропорт Толмачево" Бородину А.В.; свидетельств о членстве в саморегулируемых организациях
всем присутствующим членам МАРАП и СРО АБ. Памятный юбилейный знак МАРАП передан Председателю Правительства РФ Путину В.В.
Пресс-служба МАРАП
Приложение:
Протокол
совещания Председателя Правительства РФ с членами президиума Союза Транспортников России 8 июня 2011 года
Блок
мероприятий по воздушному транспорту раздела "Транспортные артерии России" Народной программы ОНФ
Стенограмма
выступления Сулейманова Р.Р. на пленарном заседании Всероссийской конференции транспортников 8 ноября 2011 года
Развитие региональной
и малой авиации: Диалог общественности и бизнеса с властью (Версия для печати)
Фотографии Максима Козина, МАРАП и Фотостудии СГУПС
Фотогалерея
Обзор материалов круглого стола по авиационной тематике размещен также на Деловом авиационном портале
ATO.RU
<< На страницу Хроника Ассоциации
<< На Главную страницу
|
|