|
САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ АВИАЦИОННОГО БИЗНЕСА: ИЛЛЮЗИИ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ
По своей сути наш Клуб командиров и ассоциация, да и любая иная общественная или некоммерческая организация, являются саморегулируемыми организациями (СРО) поскольку
регулируют свою деятельность самостоятельно. На принципах саморегулирования действуют такие признанные в мире структуры как ИКАО, ИАТА и многие другие.
О чем же мы собираемся говорить, если все, казалось бы, и так ясно? Ясность заканчивается там, где интересы СРО пересекаются с интересами других структур: бизнеса, власти или
общества. Примером тому 20-летняя история взаимодействия Клуба, МАРАП и наших коллег из других ассоциаций с органами власти. Сегодня подобные контакты зависят от доброй
воли сторон и ни к чему особенному эти стороны не обязывают. Это реальность.
Иллюзии связаны с принятием и вступлением в силу Федерального закона от
1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", который устанавливает "правила игры" между властью и бизнесом. В первую очередь, это
касается перераспределения функций регулирования предпринимательской деятельности.
Предлагая тему КК-35, мы исходили из того, что для начала представителям авиационного бизнеса, авиационной власти и авиационной общественности надо разобраться в новых
правилах поведения. Затем запустить в гражданской авиации "винт саморегулирования"
(рис. 1).
Особую актуальность рассмотрение этих механизмов приобрело после выхода Постановления Правительства РФ от 23 июня 2008 года N 467 о совершенствовании государственного
регулирования в области гражданской авиации.
Реальность в том, что МАРАП, как единственная в ГА многопрофильная ассоциация, руководствуясь законом,
организовала создание единой консолидированной СРО авиационного бизнеса (СРО АБ) из
числа авиапредприятий, возглавляемых членами ассоциации, других субъектов предпринимательской деятельности в ГА и смежных отраслях
экономики. При этом в соответствии со стратегией, принятой в 2004 году, и упомянутым законом, МАРАП трансформируется в СРО субъектов профессиональной
деятельности руководителей авиапредприятий.
Деловая среда СРО АБ изображена на
рис. 2.
Наш подход основывается на том, что все хозяйствующие субъекты ГА объективно технологически взаимосвязаны и работают на единую цель оказание услуг пассажирам
и клиентуре. Следовательно, разработка и контроль соблюдения стандартов и правил, составляющих основу саморегулирования предпринимательской деятельности, должны
находиться в компетенции единого СРО. В этом случае СРО АБ становится системой
(рис.3), которая
консолидирует и отражает общие позиции не только авиапредприятий, но и ассоциаций различных сфер деятельности ГА, и, таким образом, существенно разгружает авиационные
власти от избыточных управленческих функций. Такая практика саморегулирования авиационного бизнеса оправдала себя во многих зарубежных странах.
Миссия и стратегические цели СРО АБ приведены на
рис. 4
и рис. 5.
Приоритетной сферой деятельности СРО АБ должны стать системные проблемы ГА
(рис. 6).
СРО АБ представляется в качестве компактного органа
(рис. 7)
высококвалифицированных специалистов, тесно взаимодействующих с профильными комитетами отраслевых ассоциаций, органами сертификации/ лицензирования и специалистами
субъектов предпринимательской деятельности членов СРО АБ. В свою очередь, руководство СРО АБ призвано, используя механизмы
саморегулирования, консолидировать и отстаивать интересы авиационного бизнеса путем конструктивного взаимодействия с органами авиационной, представительной и
исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях.
Уникальные возможности, которые получат предприниматели в результате создания СРО АБ, приведены на
рис. 8.
В целом СРО АБ должна стать органом саморегулирования и консолидации субъектов предпринимательской деятельности всех сфер гражданской авиации.
Девиз СРО АБ: Влияние через саморегулирование.
Давайте основываться на этом, чтобы от иллюзий перейти к реальности!
Р.Р. Сулейманов,
кандидат экономических наук, доцент
|
Дополнительно о саморегулировании:
|
|